Николай Олимпиевич
08.12.1979, Москва
- Народный артист СССР (1964)
- Заслуженный артист РСФСР (1951)
- Лауреат Государственной премии СССР (1951 - за участие в фильме «Кавалер Золотой Звезды»)
- Лауреат Государственной премии РСФСР им. К. С. Станиславского (за театральную работу)
Меня всегда восхищал, и не толькоменя, гениальный артист Николай Олимпиевич Гриценко. Думаешь, вот перевоплощался-то, как это может быть? И все-таки мне кажется, что это былвсегда он, хотя он был абсолютно разный. Великий артист, величайший артист.Пальчики оближешь! Мы говорим, американцы… Так вот, сначала Гриценко, а потомвсе остальные, с моей точки зрения...Валентин Гафт, актёр
Николай Олимпиевич Гриценко - великий русский актер, которого признавали гением еще при жизни. Много и успешно игравший он не был обделен ролями. Его называли актером москвинской школы: он обладал умением разрабатывать образ во всех деталях, органически сближать в характере противоположные черты. На сцене Театра имени Вахтангова, где он служил актером, он сыграл роли всех жанров - от трагедии: Федор Протасов в "Живом трупе" Л.Н. Толстого, князь Мышкин в "Идиоте" Ф.М. Достоевского- до комедии: Степан в "Приезжайте в Звонковое" А. Корнейчука, Тарталья в "Принцессе Турандот" К. Гоцци, Молоков "На золотом дне" Д.Мамина-Сибиряка. Гриценко обладал фантастической способностью идеальным образом перевоплощаться в любой сценический персонаж. Казалось, он не примеривал маску роли, не вживался в образ, а начинал жить на сцене этим другим человеком. Поначалу Николай Гриценко уделял много внимания гриму и внешним деталям костюма, но постепенно пришел к отказу от всего лишнего, бутафорского, оставлял главное в создаваемом образе и начинал им жить на сцене. Настолько достоверно, что многие близкие ему люди в зрительном зале переставали узнавать черты знакомого им по обыденной жизни Николая Гриценко. Актера широкого диапазона, редкого дара внешнего и внутреннего перевоплощения, яркой, щедрой фантазии, Гриценко отличали необыкновенная сценическая смелость и изобретательность художественных приемов. Р.Н.Симонов, художественный руководитель Вахтанговского театра, актеры-коллеги приходили смотреть, «как работает» Николай Гриценко, восхищаясь его «неожиданностью» на каждом спектакле. Его называли «театром в театре». В 1970-е годы, когда Гриценко играл солдата Шадрина с его крестьянской смекалкой и юмором («Человек с ружьем» Н.Погодина), бывшего начальника Дашдамирова, преображающегося в «начальника» («Женщина за зеленой дверью» Р.Ибрагимбекова), на сцене возникала атмосфера мастерства, которая для последующих поколений казалась недосягаемой высотой.
Актер милостью Божьей, Николай Гриценко пришел к служению искусству из самой гущи рабочего народа. После окончания Днепропетровского транспортного техникума он работал техником-смотрителем на железнодорожных станциях Мушкетово и Ясиноватая Донбасса. Потом устроился конструктором на металлургическом заводе "Сталь" Макеевки. Николай Гриценко сыграл первые свои роли на подмостках театрального факультета рабфака. Далее судьба, не смотря на суровые предвоенные годы, была благосклонна к актеру. Это были годы интенсивной учебы театральному мастерству. Переезд в Москву, учеба в театральных училищах при МХАТе и Щукинском. И тут Гриценко повезло - огранкой его природного актерского мастерства занимались такие корифеи театральной сцены как В.Качалов, Б.Щукин, Н.Хмелев. За год до войны Гриценко приняли в труппу Вахтанговского театра, где он и прослужил почти 40 лет до самой смерти.
Гриценко много снимался. Режиссеры высоко ценили его мастерство и с удовольствием приглашали в свои картины. Его роли так же, как в театре, были отмечены фантазией, изобретательностью; преувеличения, гротеск, контрасты украшали его работы. Роли были не похожие одна на другую, но всегда были решены с той тщательностью отделки, которая свойственна крупным мастерам. Сила таланта - в способности меняться и бесконечно искать. Поэтому закономерны, а не случайны в его творчестве столь отличающиеся друг от друга герои. В самом деле, трудно найти общие черты как в его театральных, так и в кинематографических персонажах, кроме, пожалуй, одной: всем им он отдавал без остатка свою эмоциональную энергию.
Гениальная игра в театре сохранилась в основном в памяти его современников, но его работы в кино доступны нам и сейчас. Многие режиссеры с удовольствием приглашали его сниматься в своих картинах. Среди около тридцати работ в кино стоит вспомнить фильм "Машенька" Ю. Райзмана, роль Каренина в "Анне Карениной" А. Зархи, Вадим Рощин в "Хождение по мукам" Г. Рошаля, Сперанский в "Адъютанте его превосходительства" Е. Ташкова. Многие поколения детей помнят его, как Николая Антоновича в экранизации знаменитого романа "Два капитана". Все работы Николая Гриценко в кино были отмечены печатью его таланта, фантазией и бесконечной изобретательностью и служат источником наслаждения для нас, зрителей, и наглядной школой актерского мастерства в высшем его проявлении.
Коллеги недоумевали, когда и как при такой нагрузке Николай Олимпиевич успевает сниматься в кино. В театре ходила шутка, что Гриценко снимается в антрактах. Называемый гением при жизни, сам актер не страдал "звездной болезнью", и не считал себя таковым, говоря, что настоящим эталоном искусства является лишь время и память людей.
После смерти Рубена Симонова, главного режиссера в творческой судьбе Николая Гриценко, ролей в театре давали все меньше. Но даже играя небольшие и проходные роли, Гриценко делал их запоминающимися. Не играть он не мог. Никто так и не смог заменить его ни в "Конармии", ни в "Идиоте". Спектакли его исчезали. Пустоту в театре немного скрашивало кино. Богатства Гриценко не накопил, государственным человеком не был. Как и многие "властители дум", последние дни свои до декабря 1979 года Николай Гриценко провел в клинике для душевнобольных...
Гениальный актер, чье искусство ведет родословную от русский скоморохов, Николай Гриценко был небожителем, бескорыстным ребенком до конца жизни, Шутом Господа Бога, казалось все ему дается легко: шутки, импровизации, смена масок, превращение в других людей, - так легко дается, что невольно думаешь: "Какой же это труд? Легкость-то какая!"
В 1976-м году на экраны выходят сразу шесть фильмов с участием Гриценко: «Стажёр», «Преступление» Евгения Ташкова, «Жизнь и смерть Фердинанда Люса», «Мартин Иден», «Два капитана», «В горах моё сердце». Все образы, созданные им, отличает редкая интонированность. Ни один из них нельзя трактовать однозначно: чёрное или белое. В каждом показана глубина души, которую невозможно оценить по одной шкале. К примеру, знакомый всем с детства образ Николая Александровича Татаринова в картине Евгения Карелова «Два капитана». Персонаж, разумеется, отрицательный. Но… до чего несчастен этот человек! Здесь уже не только преступление, но и наказание. Не только зло, но и расплата за него, трагедия и глубочайшее страдание. Он и злодей, но его и жаль. По замечанию одного из критиков, Татаринов в исполнении актёра, это, в большей степени, жертва, жертва своей любви, нежели злодей. Умение передать всю сложность человеческой натуры было великим даром Гриценко. "Он просто еще и физический такой образ создавал, у него это очень здорово получалось, - вспоминает Борис Токарев, исполнитель главной роли в фильме. - На самом деле его органика заключалась и в физическом состоянии, и вот в психологическом, мне кажется, что это было удивительное единство". Роль Татаринова стала наиболее крупной работой Николая Олимпиевича в 70-е годы. Борис Токарев рассказывает: «Николай Гриценко – удивительный артист, уже в возрасте, у него случались проблемы с большими монологами, ассистенты расписывали его тексты и раскладывали на полу, к стенам прикрепляли. Он в них подглядывал, но делал это настолько органично, что в кадре никто не догадается, что он свои монологи практически считывал». Это ли не актёрский подвиг?..
Полная фильмография
1942 Машенька :: Коля
1946 Старинный водевиль :: Антон Петрович Фадеев :: главная роль, гусар
1950 Кавалер Золотой звезды :: Артамашев
1951 Прощай, Америка! (не был завершен) :: Арманд Хауорд
начальник отдела информации американского посольства
1953 Вихри враждебные :: Шредер
1953 Судьба Марины :: Терентий Тихонович, агроном
1954 Большая семья :: завклубом Вениамин Семёнович
1954 Шведская спичка :: Псеков, управляющий Кляузова
1955 Дорога :: капитан госбезопасности
1957 Жилец (короткометражный) :: Халявкин
1957 Хождение по мукам. Сестры :: Вадим Петрович Рощин
1958 Хождение по мукам. Восемнадцатый год :: Рощин Петрович Вадим
1959 Фуртуна
1959 Хождение по мукам. Хмурое утро :: Вадим Петрович Рощин
1961 Барьер неизвестности :: Лагин Вадим Семёнович, зам. главного конструктора
1961 Вольный ветер :: Георг Стэн
1963 Русский лес :: Грацианский
1963 Понедельник - день тяжелый :: Стряпков :: главная роль
1963 Крыса на подносе (короткометражный) :: меценат
1964 Мать и мачеха :: Федор Антонович Журбенко, председатель колхоза
1965 Человек без паспорта :: Измайлов Пётр Епифанович,
агент иностранной разведки, бывший полицай
1966 Два года над пропастью :: полковник Миллер
1967 Места тут тихие :: Фисюк
1967 Анна Каренина :: Алексей Александрович Каренин :: главная роль
муж Анны, сановник, который живёт «без поспешности и без отдыха».
1967 Крыжовник :: Николай Иванович
1968 Журавушка :: Маркелов Василий Куприяныч, председатель колхоза
1968 Жил человек :: лесничий
1969 Семейное счастье (киноальманах) :: Ваксин, новелла "Нервы"
1969 Развязка :: Александр Петрович Терехов, учитель рисования
1969 Адъютант его превосходительства :: Викентий Павлович Сперанский
1969 Я, Франциск Скорина… :: барон фон Рейхенберг
1970 Счастье Анны :: Лычков
1971 Принцесса Турандот (телеспектакль) :: Тарталья, Великий канцлер
1971 На всякого мудреца довольно простоты (телеспектакль) :: Мамаев
1972 Веселые Жабокричи :: старшина Василь Миронович :: главная роль
1972 Тысяча душ (телеспектакль) :: князь Иван Раменский
1973 Черный принц :: Ананий Дмитриевич Мытников, старший товаровед
1973 Человек в штатском
1973 Таланты и поклонники :: князь Ираклий Саратоныч Дулебов
1973 Семнадцать мгновений весны :: немецкий генерал в вагоне, монолог о фанатизме
1973 Земля Санникова :: Трифон Степанович Перфильев, золотопромышленник
1973 Докер :: Иван Степанович
1973 Память сердца (телеспектакль) :: Кирилл Сергеевич, эстрадный артист
1974 Время ее сыновей :: Антон Гуляев
1975 Конармия (телеспектакль) :: Степан Вытягайченко
1976 Стажер :: Александр Александрович
1976 Преступление :: Пётр Егорович
1976 Мартин Иден (телеспектакль) :: муж Гертруды
1976 Ну, публика! (телеспектакль)
1976 Жизнь и смерть Фердинанда Люса :: Фридрих Дорнброк
1976 Два капитана :: Николай Антонович Татаринов :: главная роль
1976 В горах мое сердце :: Джаспер Мак-Грегор
1977 Враги :: Печенегов, генерал в отставке, дядя Бардиных
1977 На золотом дне (телеспектакль) :: Молоков :: главная роль
1977 Человек с ружьем (телеспектакль) :: Иван Щадрин :: главная роль
1978 Отец Сергiй :: генерал, супруг Мэри
1978 Мятежная баррикада :: прокурор
1978 День-деньской (телеспектакль) :: Степан Гаврилович Сиволобов, старший мастер
1979 Ссыльный N011 :: Варламцев
Пн Янв 09, 2017 12:06 pm автор Esperanza
» Поздравляю!
Сб Янв 07, 2017 11:49 am автор Esperanza
» Кино и телевидение
Чт Сен 03, 2015 10:04 am автор Esperanza
» Новая экранизация романа ...
Чт Сен 03, 2015 9:51 am автор Esperanza
» Выбираем Катю!
Чт Сен 03, 2015 9:49 am автор Esperanza
» Выбираем Николая Антоновича Татаринова!
Чт Сен 03, 2015 9:47 am автор Esperanza
» Выбираем Ромашова!
Чт Сен 03, 2015 9:37 am автор Маринка
» Выбираем Саню Григорьева!
Ср Сен 02, 2015 10:28 am автор Esperanza
» Привет новичкам!
Вс Фев 22, 2015 10:34 am автор Esperanza